Путевые заметки. Тибетский буддизм. Путешествие в Непал
Для тех, кто едет с нами в Непал, предлагаем краткий экскурс по Тибетскому буддизму и всем направлениям этой доктрины, которая существует сегодня. Возможно, эта информация поможет более понятно осмыслить увиденное, и даст начальное представление об этой древней и гуманной идее.
Предлагаем вашему вниманию клип Sa Ding Ding, который очень хорошо передаёт дух Тибетского буддизма
Тибетский буддизм — это особое течение в буддизме, которое возникло в 7-м столетии в Тибете, а затем распространилось по всему гималайскому региону.
В тибетском буддизме практикуют в основном тантрические практики. «Тантра» — это санскритское слово, которое означает «непрерывность». Тантра указывает главным образом на неменяющуюся природу ума, осознавание, которое находится за пределами любых ограничений, которое не рождается и не умирает, которое непрерывно от безначальных времен до окончательного просветления.
Писания, в которых содержатся учения о неизменной, ваджрной природе ума, называются тантрами, а свод знаний и методов, прямо раскрывающих природу ума, считается третьей «колесницей» буддизма (наряду с Тхеравадой и Махаяной), которая известа как Тантраяна, или Ваджраяна.
В буддизме санскритское слово «ваджра» (букв. «алмаз») означает нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Поэтому слово «Ваджраяна» может быть буквально переведено как «Алмазная колесница», или «Громовая колесница».
Ваджраяну иногда рассматривают как высшую ступень Махаяны — «Великой колесницы» буддизма. Путь Ваджраяны позволяет достичь освобождения в течение одной человеческой жизни.
В настоящее время Ваджраяна распространена в Тибете, Монголии, Бутане, Непале, Бурятии, Туве, Калмыкии. Практикуют Ваджраяну в некоторых школах японского буддизма (Сингон), а в последние десятилетия в Индии и странах Запада.
Все четыре существующие сегодня школы тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья) относятся к Ваджраяне.
Ваджраяна — путь трансформации нашего обычного ума, основанный на мотивации и философии Великой колесницы Махаяны, но с особым взглядом, поведением и методами практики.
Основными методами в Ваджраяне являются визуализация образов божеств, или идамов, и в частности, визуализацией себя в образе божества для трансформации своих «нечистых» страстей, или эмоций, в «чистые», чтения мантр, выполнения особых жестов руками — мудр, почитание учителя. Конечной целью практики является воссоединение с природой нашего ума.
Для практики в Ваджраяне необходимо получение наставлений от достигшего реализации учителя. Необходимыми качествами практикующего являются мотивация сострадания ко всем существам, понимание пустотности воспринимаемых явлений, и чистое видение.
Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре буддийские традиции: Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг, Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию Бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях. Он разъяснил, что не так важно, считаем мы бон буддийской традицией или нет. Та форма Бон, что развивалась начиная с XI века нашей эры, имеет достаточно общего с четырьмя буддийскими традициями Тибета, чтобы рассматривать все пять традиций как некую общность.
Бон — это древнейшая духовная традиция Тибета, которая включает в себя учения и практики, применимые ко всем аспектам жизни, в том числе к нашим отношениям со стихийными качествами природы, нашему нравственному поведению, взращиванию любви, сострадания и духовной радости, а также наивысшие бонские учения «Великого Совершенства», или Дзогчена.
До недавнего времени древние учения бона передавались очень малому числу учеников в разных поколениях. Теперь бонские лама обучают и учеников с Запада бонским духовным традициям и практикам.
В каждой из пяти тибетских традиций также присутствует традиция тулку. Тулку — воплощения великих учителей, практиков, способных управлять процессом своего перерождения. Когда они умирают, по прошествии определенного времени их ученики, пользуясь оставленными ими указаниями, или руководствуясь знаками, полученными в чистом видении другими реализованными учителями, разыскивают перерождение учителя среди маленьких детей. Эти дети с самого раннего возраста отличаются невероятными способностями, помнят свои предыдущие жизни, узнают людей, с которыми общались, свое окружение и т.п.
Познакомьтесь с Тибетским буддизмом вместе с нами!