Путевые заметки

Путевые заметки. Танка в Буддийских храмах

На нашем сайте мы много рассказываем о Танка, буддистских иконах,  и посетители могут задать казалось бы резонный вопрос причем тут Йога? Такой вопрос возникает из представления о йогической практике как о сугубо индусском направлении этой дисциплины, и в России взгляд на эту практику сформировался именно так.

К тому же, этот взгляд был откорректирован западным гимнастическим подходом и литературой, так же выпущенной по этой тематике на западе. А такая точка зрения, мягко говоря, слегка не соответствует российскому менталитету.

В свою очередь Тибетский подход, к глубинам настоящей Йоги, во многом проще для освоения россиянами, именно в Тибетском варианте и в идеологии буддизма. Для этого есть множество причин, в том числе и климат заснеженных гималайских гор и долин, больше похожий на российский, чем на климат жаркой Индии, и общий образовательный уровень россиян, который гораздо выше чем у большинства индусов.

Попытаемся более подробно ответить на этот вопрос.

Традиционно в Тибете Йога и Тантра принадлежат монастырям и этими практиками саморазвития занимаются монахи и ламы. Также Йогическая дисциплина здесь неразрывно связана с Йогой Ясного Света, что является высшей ступенью Йоги и заканчивается «Выходами из тела». Последний «Выход из тела» ведет человека либо к следующему перерождению на земле, либо к переходу на более высокий уровень развития. Большинство Танка изображают, так называемых не мирских защитников учения Будды, а не мирские защитники это как раз те существа, которые живут и прибывают в определенных состояниях ума, которые проявляются во время «Выхода из тела», и называются эти состояния — промежуточными. В Тибете такие состояния называют Бордо, считается,  что продвинутый йогин должен в них хорошо ориентироваться. В идеологии Тибетского буддизма различают несколько видов Бордо, это и различные состояния сознания между сном и бодрствованием, и между жизнью и смертью, а также к ним относится медитация.

Йогическая практика высших каст, в Индии направлена именно на достижение этих состояний через так называемую Шавасану, поэтому эта асана считается самой сложной и переводится как «Поза трупа», хотя казалось бы, чего сложного — лежи, да лежи. Но именно Шавасана это вершина тренингового процесса, а все другие асаны лишь разогрев тела и регуляция потока энергий и образов, подготовка к ней. Именно в этой асане совершается «Выход из тела», встреча с духовным учителем и осознание высшей йогической мудрости. Западный же подход к йоге, как к фитнесу, направлен всего лишь на развитие тела и формирование фигуры, самому примитивному и показушному аспекту древней дисциплины, называемой Йогой. Именно поэтому все западные разработки на базе практики Йоги связаны с похудением, быстрым сбросом веса, мышечным тонусом и подобными физиологическими и гимнастическими аспектами. Бодифлекс, Пилатес, Фитнес-йога, Пуэр-йога и прочие разработки запада — это только виды околойогической гимнастики. Западные йога — соревнования направлены также на внешний эффект, кто лучше и интересней загибается, тот и побеждает в такого рода состязаниях. Вот это действительно не имеет отношения к Йоге, которая переводится как связь Человека и Бога. В буддизме, распространенном в Тибете, все Будды и Боги это различные части человеческого ума, и Йога в доктрине Тибетского буддизма это возможность человека установить связь с этими частями.

В Индийской иконографии доминирует подход Бхакти Йоги — Йоги Любви, то есть подход позитивного психоэмоционального состояния. Поэтому вся иконография строится по принципу создания красочного, красивого, яркого и величественного образа богов. И у индусов такая иконография возможно вызывает требуемые состояния при занятиях Йогой, россиянам же это чуждо и больше попахивает сектантством. Здесь же нужно добавить, что прежде чем приступить к занятиям практикой асан, индусы проводят особые ритуалы, зажигают священные лампадки, воздают должное богам с помощью воскуриваний особых благовоний и тому подобных мистических актов, которые ведут сознание к нужному психическому настрою. Кроме того верующие индусы занимаются этой практикой с  уважаемым учителем не только Йоги, но и жизни — Гуру, авторитет которого сильно отличается от авторитета двадцатилетней, бывшей гимнастки, немножко беременной, преподавательницы фитнеса. Может эта преподавательница и вызывает состояние любви, но это состояние сильно отличается от необходимых для занятий Йогой. В результате определенного психического позитивного настроя, индусы добиваются необходимого эффекта, во много раз превышающего эффект посещения тренировки в фитнес клубе. На них спускается божья благодать и у них улучшается здоровье, взаимоотношения с другими людьми и успешность во всех делах, именно таков практический смысл йоги в этой жизни.

В тибетском буддизме доминирует более осознанный подход,  чем просто эмоциональный, это вытекает из идеи буддизма о контроле желаний и победы разума над более примитивной эмоциональной сферой. Тибетский буддизм, так и называется Ваджраяна, что переводится как Алмазная Колесница, а попросту Путь Ума. Символом его служит Ваджра, предмет на котором иллюстративно показано как все мысли, словно стрелы выпущенные сознанием, проходя некую полукруглую траекторию,  и ведут в одну точку. Иллюстрируется возможность развитого сознания сконцентрироваться на решении одной задачи, отбросив животные эмоции и достичь цели. Это общечеловеческая тенденция развития более холодных регионов земли, где нужно решать более сложные проблемы выживания, чем в теплых. Именно поэтому в Африке и Австралии до сих пор живут первобытные люди. И именно поэтому йогой занимаются высшие касты, то есть те, кто исторически пришли в Индию из более холодных регионов и стали в ней высшей духовной и светской властью. Именно они и навязали Йогу Любви низшим, не способным контролировать эмоции кастам, резонно решив, что она им подойдет как нельзя кстати. 

Тибетские Танка, образы, написанные тончайшими кисточками на грунтованной ткани, сделаны с таким смыслом, что глядя на них пробуждается та часть сознания человека, которая отвечает за определенные функции мозговой активности, будоража их и активизируя в нужном порядке определенные нейронные связи.  Это автоматически дает человеку нужное состояние, которое он может развить и удержать. Безусловно, это состояние неразрывно связано с тем что изображено на Танка и наполнено конкретным замыслом. Определенные цветовые решения, пропорции и другие нюансы, приходят Ламам во время медитаций и они создают каноны для Танка, применяя эти каноны, монахи учатся рисовать Танка в специальных школах при монастырях. Такие Танка и используются в практике йоги, легко и просто давая занимающимся определенный настрой и оказывая помощь в решении тех или иных задач. Можно сказать, что Танка это хитрое изобретение Лам и способ передать Шактипат и возможность участия Гуру, любому йогину заочно, без личного присутствия учителя. Такими же изображениями расписывают стены буддистских храмов, вызывая у прихожан нужный ментальный настрой.

В дальнейшем на нашем сайте я расскажу вам как, когда и для чего можно использовать Танка в личной практике Йоги и саморазвитии. А пока, Школа Йоги «Снежный лотос» приглашает вас в мистический Йога-тур в Непал, где вы сможете увидеть на практике как работают Танка, как их рисуют и узнаете кто эти люди. Получите подробную консультацию по их применению и возможно присмотрите себе подходящую для своих задач, вдохновив ее во время буддисткой службы в тибетском храме, и других священных местах Гималаев.

Материал подготовил Евгений Слогодский

Всем Здоровья, Любви и Удачи

 

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»