Путевые заметки. 17 дней в Непале. Подробности тура-2012
Тапобан расположен на Холмах Нагарджуны, среди дикого леса с множеством экзотических растений, птиц и бабочек
На территории Тапобана находится Ошо Самадхи, пирамида сделанная из белого мрамора и гранита, окруженённая водой, со специальной приступкой для медитаций. Здесь мы проведём особые практики созерцания. Будем заниматься Йогой в Раджниш Дхьян Мандири, зале, прекрасно спроектированном для Йоги и медитаций
А так же мы познакомимся с бытом и устоями ошовской коммуны
Во время поездки мы проведём практику Мауны в одной из святых пещер Непала
В монастыре Копан мы будем заниматься практиками самопознания на лужайке для созерцаний с короткой мягкой травкой и прекрасным видом на горный массив с белоснежными шапками, провожая на закате солнце, уходящее за эти снежные вершины
Расписание нашего путешествия по дням:
День 1 (3 мая)
Катманду. Прибытие в столицу Непала, город Катманду.
Трансфер в отель. Отдых. Начало семинара.
Вечером ужин в национальном ресторане с культурной прграммой – традиционные непальские песни и танцы, содержащие глубинную сакральную символику.
Катманду — столица и самый крупный город Непала с населением свыше 850 тыс. человек. Он расположен в долине Катманду на высоте около 1300 м над уровнем моря. Сама долина с трёх сторон окружена горными массивами хребта Махабхарат, основная водная артерия долины — река Багмати, протекающая через всю долину с севера на юг и через сам город. Для непальцев Багмати считается священной рекой, так как она не только берёт начало в горах неподалёку от долины Катманду, но и затем впадает в Ганг. Первый дворец на территории современного Катманду был построен ещё в IX веке во время правления правителя Гунакама Дева из династии Тхакури. По одной из версий от названия дворца «Кастамандуп» (Дом дерева) и произошло современное название столицы Непала. Как бы то ни было, но само название Катманду упоминается в летописях только начиная с XIV века. За несколько веков изолированного развития Катманду приобрёл индивидуальные и неповторимые черты и свой особенный архитектурный стиль. Он превратился в своего рода историко-архитектурный музей под открытым небом. В основном облик столицы сохранился с XVII-XVIII веков, когда во время правления династии Малла три княжества в долине Катманду соперничали между собой в богатстве дворцов и храмов.
День 2 (4 мая)
Катманду. Начальное знакомство с буддистской традицией Непала.
Буддистский монастырь Копан — Сегодня в Копане и в расположенном поблизости женском монастыре «Кхачое Гхакый Линг» живут и обучаются около 450 монахов, большинство из которых — непальцы и тибетцы. Первые курсы медитации для приезжих начали проводиться в монастыре в начале 1970-х годов. С тех пор сотни европейцев приезжают в Копан каждый год. Монастырь по праву заслужил эпитет «духовный оазис Катманду».
Гиганская буддистская ступа Боднатх – На востоке Катманду расположена ещё одна известная и к тому же крупнейшая в Непале ступа — Бодднатх. В отличие от ступы Сваямбунатх она расположена не на холме, а в жилом квартале, но, благодаря своим размерам, видна издалека и определяет жизнь не только окружающей её площади, но и всего квартала, заполненного тибетскими монастырями, гомпами и сувенирными лавками. Белая ступа, возвышающаяся над площадью и украшенная традиционными разноцветными флажками, придаёт окружающему миру атмосферу праздника, а мантры, молитвенные барабаны и всевидящие глаза Будды — атмосферу таинственности. Основание ступы Боддататх выполнено в форме трёхуровневой мандалы, символизирующей землю. Над основанием возвышается куполообразная часть ступы, символизирующая воду. Шпиль, вознёсшийся над куполом, символизирует огонь. Зонтик, установленный на шпиле, символизирует воздух. Над зонтиком возвышается наконечник, обозначающий эфир. Всевидящие глаза Будды, изображённые на каждой из четырёх сторон прямоугольного основания шпиля ступы, бдительно взирают в направлении четырёх сторон света. Шпиль состоит из тринадцати ступеней, представляющих собой тринадцать этапов на пути к освобождению от сансары. Вокруг ступы построено несколько десятков монастырей, представляющих практически все традиции и направления тибетского буддизма. Ведь именно ступа Будданатх встречала тибетцев перед входом в Катманду, шедших по важнейшему торговому пути, который связывал Лхасу со столицей Непала. Тибетские торговцы останавливались здесь, чтобы совершить молитвы по поводу успешного окончания трудного и опасного перехода через Гималаи.
Посещение художественных мастерских в которых высокодуховные мастера пишут знаменитые буддистские иконы-тханка. На тханка изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые тханки появились в Тибете в 8 веке.Священные изображения пишут монахи или люди, имеющие особое посвящение. Особо дорогие танка пишутся золотом.Изображения божеств тханка подчиняются строгому канону пропорций. Тханка отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.
День 3 (5 мая)
Катманду. Знакомство с буддистской традицией Непала. Архаичный непальский индуизм.
Буддистская ступа и храмовый комплекс Сваямбунатх — расположен на западной окраине Катманду, в трёх километрах от туристического квартала Тамель, на вершине холма Сваямбу. Само слово «Сваямбунатх» (Swayambhunath) означает «создавший сам себя из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда». Центром комплекса и основной достопримечательностью считается белая ступа, стоящая на вершине холма. Снизу к ней ведёт 365 ступеней по числу дней в году. Согласно буддистским верованиям, ступа Сваямбунатх построена в самом благоприятном, с точки зрения астральных сил, месте долины Катманду. Поэтому считается, что произнесенные здесь мантры и молитвы имеют в «тринадцать миллиардов раз» большую силу. На склонах холма построено множество небольших пагод и храмов, своё святилище есть и у индуистов, также почитающих Сваямбунатх. Но над всеми постройками возвышается ступа в центре с высоким коническим куполом, увенчанным покрытым медью шпилем. Основание шпиля, как обычно, с четырёх сторон украшают всевидящие глаза Будды со знаком, обозначающим единицу, по середине. Вокруг холма раскинулась обезьянья роща, в которой прижилось огромное количество полудиких обезьян, подкармливаемых монахами, паломниками и туристами.
Индуистский храм Бога Шивы Пашупатинатх, погребальные костры, кельи странствующих аскетов-йогинов — Храмовый комплекс расположен на обоих берегах священной для индуистов реки Багмати. Он посвящён Шиве в обличии Пашупати, царя животных, или иначе господина живых существ. Главный храм Пашупатинатха, считающийся шедевром индуистской архитектуры, был построен в XIX веке. Каждый день сюда приходят тысячи паломников-индуистов из Непала и Индии. Основные храмы и постройки комплекса расположены на западном берегу Багмати, вход сюда разрешён только индусам. Однако архитектуру храмов и погребальные обряды, особенно привлекающие туристов, можно наблюдать с восточного берега, открытого для всех желающих. Многие храмы Пашупатинатха расположены в парке, где есть специальные дорожки для туристов. Обезьяны и другие животные чувствуют себя в этом парке достаточно вольготно, находясь под покровительством Пашупати. Также в парке и возле храмов можно встретить многочисленных садху, странствующих почитателей Шивы, практикующих йогу и исполняющих разнообразные обеты. Обычно они выглядят очень колоритно и позволяют фотографировать себя за деньги. Вблизи Пашупатинатха находится ещё один исторический и священный храм — Гухешвари. Он сооружен в честь богини Сати (Парвати) — супруги Шивы. Однако внутри храма нет ни одного изображения богини.
Катманду. Служба в буддистском монастыре, специально заказанная для нашей группы.
Беседа с буддистским ламой, лекция о учении тибетского буддизма – практики, история, ритуал. Звание Ламы, правильно примененное, относится только к жрецам высших степеней, к тем, кто могут служить как гуру в монастырях.
Посещение доктора тибетской медицины — Тибетская медицина зародилась более четырех тысяч лет назад. Это система практических знаний о человеке, о взаимосвязи между телом, душой и умом. Теоретические взгляды тибетской медицины основаны на учении об универсальных основах Инь-Ян. В окружающем нас мире все представляет единую систему этих двух противоположностей: тепло и холод, полнота и пустота, день и ночь и т. д. Тибетский доктор Энергии инь и ян формируют в организме регулирующие системы, жизненные начала (доши). Равновесие и гармоничное соотношение которых, определяет состояние и здоровье человека, работу внутренних органов и ума. Важным является понятие равновесия — «золотая середина». Здоровье рассматривается как равновесие трех жизненных начал.На состояние гармонии в организме влияют внешние и внутренние факторы. Тибетская медицина, основываясь на философии буддизма, большое значение придает внутреннему состоянию ума, способности любить и сострадать, умению радоваться и контролировать эмоции. К развитию болезней приводят три яда души: неведение, страсть и гнев.За многие тысячелетия врачи тибетской медицины накопили опыт и знания, которые передавались из поколения в поколение и приумножались. Тибетская медицина призвана служить человеку, сохранять здоровье и продлевать жизнь. Нет болезни отдельно от больного, считают врачи тибетской медицины. Выявляя истинные причины заболевания, врач связывает их с конкретным человеком, с его характером, образом жизни и питания. Врач тибетской медицины лечит человека, а не болезнь, которая является следствием системных нарушений в организме. Используя простые методы диагностики, такие как опрос и осмотр, исследование языка и глаз, диагностика по пульсу, врач определяет природу заболевания и его причину.
День 5 (7 мая)
База отдыха Дхуликель. Переезд на базу отдыха в холмистой местности долины Катманду. Горный поселок, знаменитый красивыми видами.
Отдых. Практики
База отдыха Дхуликель.
Буддистская ступа с останками Будды – Намобудда – по легенде именно здесь Будда пожертвовал свое тело голодной тигрице.
Буддистский монастырь Трангу Римпоче
День 7 (9 мая)
База отдыха Дхуликель.
Поездка в древний город Бхактапур, находящийся под охраной ЮНЕСКО как архитектурный и исторический памятник мирового значения — едва ли не самый драгоценный город на территории Непала, находящийся в 15 км к юго-востоку от столицы страны Катманду. Само слово «Бхактапур» означает «город преданных», или «город святых», но у него есть и другие поэтичные названия — «город сказок», «город мастеров». Любое из этих сравнений в полной мере применимо к этому удивительному неварскому городу, в чём может убедиться любой внимательный путешественник. В 14-17 веках нашей эры Бхактапур был столицей непальского королевства, и с той далёкой поры в городе осталось огромное количество шедевров древней непальской архитектуры и скульптуры, ныне тщательно оберегаемых и охраняемых государством. В целях сохранности этих уникальных памятников движение автотранспорта в центральной части Бхактапура резко ограничено, что делает прогулки по нему необычайно приятными и спокойными. Узкие улочки со старинными домами, храмами и пагодами сохранили свой вид с глубокой древности. А на знаменитой Площади Дурбар (Durbar Square) и соседних улицах концентрация шедевров непальского зодчества и скульптуры превосходит все мыслимые пределы. В 1979 году Бхактапур по праву был включён в список объектов всемирного культурного наследия. Но Бхактапур знаменит не только своими памятниками культуры — испокон веков он славился на весь Непал своими семейными ремёслами, передающимися здесь из поколения в поколение. Современные бхактапурские мастера не сдаются под натиском «цивилизации», и их золотые руки продолжают хранить своё уникальное мастерство. По старинным методам здесь продолжают обрабатывать дерево, делать ювелирные изделия, украшения из золота и серебра, изделия из шерсти, камня, металлов, пишут картины, делают ковры и особый вид йогурта.
Посещение мастерских резьбы по дереву.
Посещение древнейшего в долине Катманду индуистского храма бога Вишну — Чангунараян, который был воздвигнут в 4 веке.
День 8 (10 мая)
База отдыха Дхуликель.
Отдых. Практики
День 9 (11 мая)
Переезд на автобусе из Дхуликеля в курортный городок Покхара.
Отдых. Практики
Это замечательное по своей естественной красоте место. Оно расположено на высоте 827 метров над уровнем моря и в 200 километрах к западу от долины Катманду. Этот город с населением около 95000 человек можно назвать центром приключений. Здесь есть несколько красивых озер, и открывается потрясающий вид на панораму гималайских пиков. Спокойствие озер и великолепие Гималаев, выросших за ними, создают атмосферу мира и волшебства. Так что сегодня город стал не только отправной точкой для большинства альпинистов мира, но и местом, где можно расслабиться и насладиться красотой природы.
Много лет назад Покхара был частью важных торговых путей, проходящих между Индией и Тибетом. По сей день можно увидеть караван из мулов, расположившийся где–нибудь на окраине. И в наше время таким способом ведется торговля с удаленными регионами Гималаев. Это земли Magars и Gurungs, там живут трудолюбивые фермеры и доблестные воины, которые заработали всемирную известность в качестве солдат гуркхов. Thakalis – это еще одна важная этническая группа здесь — известны своей предпринимательской деятельностью.
Климат Покхары немного теплее, чем в Катманду. Дневная температура колеблется от 15 градусов по Цельсию зимой до 35 градусов летом. Сезон дождей, который длится с середины июня до середины сентября, не доставит удовольствия туристам. В Покхаре выпадает самое большое количество осадков в стране. Поэтом лучшим временем для посещения этой местности является период с октября по апрель.
День 10 (12 мая)
Переезд на джипах в поселок у подножия горы-восьмитысячника Аннапурна. Регион Нижний Мустанг.
Джомсом (также Джомосом) — город в верховьях реки Кали-Гандаки в Непале, на высоте 2770 м. Джомсом — столица района Мустанг, от Джомсома идёт дорога в территории, подчинённые королю. Через Джомсом проходит туристский маршрут вокруг восьмитысячной горы Аннапурна. В Джомсоме находится тренировочный пункт горных стрелков непальской армии. К югу от города находится музей Мустанга, в котором — коллекция костюмов, фотографий, предметов быта и библиотека. К югу находятся сады яблок и абрикосов. К северу — знаменитый храмовый комплекс Муктинат, к которому направляются паломники со всего Непала и Индии.
Начало горного похода. Тибетская деревня Какбени. Пеший переход.
Деревня Какбени является отправной точкой для путешественников в Мустанг. Это крайняя точка, до которой можно дойти без специальных пропусков. В деревне все улицы изогнуты так, чтобы укротить ветер, который начинает свою песню в районе 11 часов и не стихает до вечера. Посещение древнего буддистского монастыря Какбени.
День 11 (13 мая)
Горный поход Какбени – Муктинатх. Пеший переход.
Посещение высокогорного храмового комплекса Муктинатх.
Муктинатх, в древности Шалаграма, — священное место для исповедующих индуизм и буддизм находится в округе Мустанг на высоте 3710 м. Индуистские паломники называют это место Мукти Кшетра («место освобождения, спасения, исцеления»), буддисты называют его Чумминг Гьятса («сто священных вод»), место, где обитают богини Дакини, которые приносят исцеление и благополучие. Здесь находится небольшой древний храм Господа Вишну. Он считается одним из восьми самых священных индуистских храмов. Другие семь — это Шрирангам, Шримушнам, Тирупати, Наймишаранья, Тоттадри, Пушкар и Бадринатх. Позади храма есть 108 священных источников с ледяной водой, которые расположены полукругом. Считается, что паломник, принявший омовение в 108 источниках, очищается от грехов прежней жизни.
Муктинатх — это единственное место на земле, где соединяются воедино 5 священных начал – огонь, вода, небо, земля и воздух. Дхола Мебар Гомпа – «храм священного огня» и есть то место, где паломник может увидеть языки пламени божественного огня, пробивающегося из-под земли и услышать журчание подземного источника.
«Затем надлежит идти, о бхарата, Индра царей, к обиталищу Нараяны, где неотлучно пребывает Хари; эта тиртха Вишну, вершителя дивных деяний, именуется Шалаграма. Приблизившись к извечному Вишну, Дарителю, Властелину трёх миров, получит паломник плод ашвамедхи и направится в мир Вишну. Есть там, о знаток дхармы, источник, избавляющий от всех грехов; в колодце том пребывают постоянно воды четырёх морей; кто омоется в нём, о Индра царей, тот навеки избегнет злой участи! Приблизившись к великому богу, Дарителю, вечному Вишну, избавится он от всех долгов и, подобно Соме, о Юдхиштхира, станет излучать сияние! « (Махабхарата, Араньякапарва, Сказание о паломничестве к тиртхам, гл. 82)
Отдых. Практики
День 12 (14 мая)
Муктинатх.
Отдых. Практики
День 13 (15 мая)
Возвращение из Муктинатха в Джомсом. Пеший переход.
Джомсом. Отдых. Практики
День 14 (16 мая)
Переезд на джипах из Джомсома в Покхару.
Отдых. Практики
День 15 (17 мая)
Переезд на джипах из Покхары в Катманду.
Катманду. Отдых. Шоппинг. Прогулки по старому центру города.
День 16 (18 мая)
Катманду. Отдых. Практики
Индуистский комплекс Будханилканта. В 8 км к северу от Катманду, у подножия горы Сивапури, находится известное место паломничества индуистов, Будханилканта. Там, в центре небольшого пруда, расположена колоссальная статуя Вишну, отдыхающего на ложе из змей. Кажется, что статуя плывёт по воде. Это один из шедевров каменной скульптуры V века периода Личчави.
День 17 (19 мая)
Катманду. Перелет Катманду — ваш город
ШКОЛА СИБИРСКОЙ ЙОГИ «СНЕЖНЫЙ ЛОТОС» ПРИГЛАШАЕТ В МИСТИЧЕСКИЙ ЙОГА-ТУР В МУСТАНГ «КЛЮЧИ ИСТИНЫ» С 3 ПО 9 МАЯ, 2013 ГОДА
ФОТО-ОТЧЁТ ПРОШЛОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В НЕПАЛ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ