Путевые заметки

Путевые заметки. Тибет в картинах Василия Верещагина

Русский живописец-баталист Верещагин Василий Васильевич — человек легендарной судьбы и славы, громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, «бывалый человек», привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе. Родился 14 октября в 1842,г. Череповце Новгородской губернии, погиб 31 марта в1904, Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск».

Индийское путешествие Верещагина началось в апреле 1874 года и длилось два года. Верещагин живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, — Кашмир и Ладак. Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска.

Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев. Гималаи вечером, 1875Предпринятое вопреки предостережениям в зимние месяцы, путешествие это едва не стоило Верещагину жизни: он чуть не замерз, покинутый проводниками, на высоте 14 000 футов, но даже в этот бедственный момент его, опухшего от мороза, измученного страшными головными болями, не оставляет жгучее желание наблюдать и фиксировать открывающиеся ему поразительные красочные гармонии. «Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов, их увидишь только на таких высотах… — читаем в путевых очерках. — Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом».

В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры, той «выработанностью во всем», которую он находит и в архитектуре храмов, и в древней настенной живописи, и в ритуальном танце и пантомиме, и в современном костюме и бытовой утвари. После туркестанских ландшафтов с их сухостью и неизменной, ровной солнечностью Индия кажется экзотически яркой, роскошной.

Работа на пленэре становится важнейшей для Верещагина, его зрительная восприимчивость необычайно обостряется — он стремится уловить оттенки цвета в зависимости от характера и силы освещения: пишет этюды ранним утром, в сумерках, ночью, на слепящем солнцепеке, в непогоду. Сам характер этюдов меняется, становится более разнообразным — от большеформатных, строго и тщательно проработанных этюдов-картин до легких, беглых зарисовок (Верещагин называет их «набросками»), фиксирующих едва ли не «одно пятно, одно впечатление красок».

Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме

Верещагин становится еще более изобретательным в передаче света, фактуры, объема: он свободно экспериментирует, пробует различные сочетания красок, различные их плотности, смелые цветовые модуляции. Его палитра окончательно освобождается от условной черноты, колорит приобретает более богатую инструментовку, цвет — невиданную прежде чистоту и яркость.

Школа Хатха-Йоги «Снежный Лотос» представляет некоторые из Индийских работ художника.

Материал подготовил Евгений Слогодский

Семинар Владимира Калабина и Евгения Слогодского в Малый Тибет (Ладакх)



Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»